Макаки



Холодно и сыро в Игокудани - долине в горах острова Хонсю. Стоя на краю окутанного паром водоема, я думаю, что здорово было бы плюхнуться в теплую воду. Тем более, что два десятка обезьян уже забрались по шею в горячий источник размером с небольшой бассейн. С мглистого январского неба крупные снежинки слетают на косматые обезьяньи головы и покрывают их, будто белые чепцы.
Обезьяны в снегу? Не вполне добровольно остаются эти любители джакузи на своей холодной родине, в окружении двухкилометровых вершин. Еще полвека назад они бы сбежали от непогоды в расположенные ниже и южнее леса, но теперь там для них нет места.

В краю «снежных обезьян»
Леса выкорчеваны, и в долинах царит победивший в жесткой конкуренции среди приматов вид — со своими автострадами и железными дорогами, фуникулерами и трамплинами, сталью и бетоном.
Стаи макак уже много лет живут в окрестностях города Нагано. Участники и гости проходивших там в 1998 году зимних Олимпийских игр окрестили этих животных «снежными обезьянами».
Специалисты по приматам относят их к роду макак, распространенному на большей части Азии и включающему пятнадцать видов. Их научное название - Масаса fuscata, а в быту их прозвали красномордыми макаками. Самцы весят до 14 килограммов и достигают в длину одного метра (вместе с десятисантиметровым хвостиком).
В синтоистско-буддийской мифологии Японии есть три мудрых макаки, которых обычно изображают так: они сидят на корточках, одна закрывает руками глаза, вторая — уши, третья - рот. Это означает: «Мы не видим, не слышим, не говорим ничего плохого».
Однако поводов для жалоб и упреков в адрес обезьян достаточно. Дело в том, что японские крестьяне считают, что макаки наносят урон урожаю, и поэтому их гонят, травят, а иногда отстреливают. Да и в фармацевтических и косметических лабораториях макакам приходится несладко - их используют как объект для опытов.
Вокруг меня — целый обезьяний цирк. Около ста «красномордиков» носятся по снегу, плещутся в заводях. Малыши путешествуют у матерей на закорках; детеныши постарше прячутся друг от друга за моими ногами; взрослые грациозно перемахивают с дерева на дерево, жуют кору; иные просто дремлют.

Японский дед Мазай и макаки
Вожак стаи сидит у моих ног и янтарными глазами смотрит на стоящего рядом Шого Хара. Этот семидесятилетний старик полагает, что макаки знают его в лицо. Но он не строит на этот счет никаких иллюзий: их привлекает не он сам, а большой ящик, в котором он приносит для них пакеты с соей и зерном. А «Большой Босс» (так Шого Хара называет вождя стаи) особо внимателен к раздутым карманам пиджака, откуда старик время от времени достает какое-нибудь лакомство.
Начиная с 1962 года каждую зиму Шого Хара ежедневно кормит приматов. Сначала в долине было чуть больше двух десятков обезьян. Сейчас сюда каждый день приходят три стаи макак общей численностью 360 особей. Страшно гомоня, они купаются в 43-градусной воде и ждут раздачи ежедневного рациона.
«Кормить макак меня заставила не любовь к обезьянам, — говорит старик. — Я хотел лишь уменьшить ущерб, причиняемый обезьянами крестьянским полям».

Как была изобретена приправа
Леса, в которых живут макаки, всех животных прокормить не способны, из-за этого им приходится совершать набеги на соседние поля и сады. Стая обезьян может уничтожить весь урожай крестьянина — неважно, что тот выпрашивал: рис, сою, персики, яблоки или цитрусовые. Поэтому Шого Хара и пытается отучить макак от разбойничьих привычек.
По оценкам Центра по изучению приматов университета Киото, в Японии обитает 50 000 обезьян. Но, как признают исследователи, они гораздо больше знают об обезьянах в неволе, чем об их жизни в природе.
В начале пятидесятых годов нехватку сведений решили восполнить. На южном островке Кошима японские биологи устроили станцию по изучению макак. Однажды ученые выманили их на открытое пространство, разбросав по песчаному берегу сладкий картофель. Так начался один из самых поразительных полевых экспериментов в приматологии. Имо, молодой самке, быстро надоел хруст песка на зубах, и она начала смывать песок с картофелин в воде соседнего ручья. Постепенно это вошло в привычку и у других молодых животных ее стаи. Но однажды нескольким макакам картошка показалась пресной. Тогда они понесли свою добычу к морю и принялись ее «солить»: прежде чем откусить картофелину, окунали ее в воду. Так обезьяны открыли приправу.

Чем грозит «гуманитарная помощь»
Сообразительная обезьяна научила своих сородичей новой культуре питания. Через несколько лет вся стая переняла эти уловки и передала их следующим поколениям. Многие семьи макак развили свои традиции. Одни стали разгрызать ракушки со съедобными моллюсками, другие, доставая попавшие в море земляные орехи, выучились плавать и нырять и открыли для себя новые деликатесы - например креветок.
Никто не знает, откуда у макак из Нагано проснулась страсть к купанию. Может быть, заигравшийся малыш свалился в источник, мать спрыгнула, чтобы его спасти, — и решила не вылезать, потому что горячая вода оказалась приятной.
Вот они блаженствуют, покачиваясь в парной воде, и жмурятся от наслаждения, когда собратья чешут им шкуру. Внезапно мир нарушает шумная перепалка: Шого Хара достает пакет с бобами, чтобы покормить обезьян. С каждым днем ему приходится приносить все больше корма, и постепенно он засомневался в перспективах своего занятия.
Да и японские приматологи пришли к выводу, что такая «гуманитарная помощь» вовсе не ведет к разрешению проблемы, а, напротив, только осложняет ее. Во многих местах, где ученые подкармливают животных, происходит настоящий демографический взрыв в обезьяньей популяции. «Избыточному населению» приходится опять грабить крестьян. Финал легко предугадать...
Тем временем макаки, наевшись, возвращаются к привычным делам. Взгляды их серьезны и сосредоточенны — словно они ведают то, что ни одному человеку не узнать.

 Герман Зюлъберг