Рисуем мягко



В портретной (да и не только) съемке часто бывает необходимо смягчить картинку, сделать переходы более плавными, скрыть различные мелкие детали, не нужные на фотографии (фактура кожи, блики и т.д.). Профессиональные фотографы-портретисты, как правило, для этих целей пользуются специальными мягкорисующими объективами. Они дают возможность регулировать степень смягчения картинки дополнительным кольцом или переключателем на объективе и позволяют получить очень качественный результат. Но что делать, если ты не готов дополнять свой фотокомплект узкоспециализированной «стекляшкой» стоимостью несколько сотен долларов? Есть и другие выходы. Самый очевидный из них – это использование софт-фильтра. Если же под рукой нет и его, а сюжет требует мягкости, можно воспользоваться подручными средствами или постобработкой.

Софт-фильтры
Как и любые другие фильтры, они рассчитаны на определенный диаметр резьбы. Поэтому перед покупкой подумай, какой из объективов ты будешь использовать «по совместительству» как мягкорисующий. Имеются, правда, и универсальные фильтры со специальным держателем. Подобрать подходящий фильтр «на все случаи жизни» довольно сложно. Такие фильтры различаются не только по силе производимого ими смягчения (как правило, обозначается буквами:
A – чуть-чуть, B – посильнее и т.д., или цифрами). Эффекты, производимые ими, могут быть самыми разными: они могут попутно делать картинку теплее или холоднее или смягчать лишь определенные области кадра (например, только края, не затрагивая центра). Различны и способы, с помощью которых достигается эффект смягчения. Одни фильтры смягчают картинку за счет микроскопических канавок, разбросанных по поверхности случайным образом, другие – за счет мелкой сетки, третьи – за счет канавок в виде концентрических кругов… Какого-либо единого стандарта здесь нет, и каждый производитель использует свою технологию (и терминологию). Поэтому лучший вариант – попробовать разные и выбрать то, что больше тебе понравится. Как правило, для пейзажной съемки больше подходят фильтры, смягчающие всю картинку целиком («туманные»), а для портретной – затрагивающие только мелкие детали, оставляя при этом основные контуры резкими.

Подручные методы
«Классика жанра» – натянутый перед передней линзой (а лучше на защитный фильтр или бленду, чтобы не повредить оптику) капроновый чулок. Натягивая его сильнее или слабее, эффект можно регулировать. Будет меняться он и в зависимости от расстояния, на котором «фильтр» находится от передней
линзы объектива. Главный недостаток – существенное уменьшение светового потока, и снимать так можно только при ярком свете, или используя штатив.
Эффект тумана можно создать, просто подышав на объектив (опять же, лучше на за-
щитный фильтр). Сначала через запотевшее стекло не будет видно практически ничего, но через некоторое время оно начнет довольно быстро отпотевать, и здесь главное – не упустить момент и нажать на спуск именно тогда, когда степень смягчения будет оптимальной.
Можно (только очень осторожно) подышать не на переднюю, а на заднюю линзу объектива: эффект будет несколько иной.

Постобработка
Смягчить уже готовое изображение (или отдельные его участки) можно после съемки, например, в Adobe Photoshop. Используются для этого различные варианты размытия. Но смягчение – это не снижение резкости (она-то как раз должна остаться). Поэтому, если просто «натравить» на фотографию, допустим, эффект «размытие по Гауссу», то результат будет примерно такой же, как если бы ты снимал расфокусированным объективом или на одноразовую «мыльницу» за сто рублей. Сделать изображение одновременно резким и мягким можно разными способами, например так, как описано слева.
Суть метода в том, что мы совмещаем два изображения – одно резкое, другое размытое.
Резкость при этом остается, но картинка смягчается за счет появившихся ореолов. Кстати, можно экспериментировать не только с прозрачностью верхнего слоя, но и с режимами наложения, добиваясь интересного результата. Иногда стоит повысить контурную резкость для верхнего слоя. И помни, что постобработка в большинстве случаев дает менее качественный результат, чем эффекты, сделанные непосредственно при съемке. Поэтому, если у тебя нет мягкорисующего объектива, используй софт-фильтр. Если нет софт-фильтра, используй любую подручную замену. И только если снимок уже сделан, и ты во время просмотра понял, что хотел бы сделать его помягче – применяй компьютерную обработку.

Алексей Поляков (polyakov@gameland.ru)