Записки о композиции



Композиция – основа любого изобразительного искусства. Нет никакого другого способа передать содержание произведения, кроме как выстроив композицию. Так и в фотографии. Есть гармония в строении кадра – есть и фотография. Нет композиции, нарушена, неверна, негармонична – и снимок разваливается, становится неинтересным, бессодержательным, некрасивым. Самое интересное, что это относится не только к художественной, но и к бытовой, и к репортажной фотографии. Разумеется, бывают исключения, когда ценна любая фотография, даже неудачно скомпонованная, но если есть хоть какая-то возможность выбирать, предпочтение будет отдано снимку, композиционно более удачному.
Фотографы изобрели (и, безусловно, заимствовали у художников) не один десяток правил искусства построения композиции. Эти законы и правила – не точные математические формулы, каждый фотограф формулирует их для себя заново. Но есть общая для всех основа.
О ней и поговорим. Разговор у нас будет долгий – так что читай «Записки о композиции» и в следующих выпусках Школы фотографии.

Композицию можно тщательно создавать, строить. В натюрморте, например, преобладает только такой подход. А можно чувствовать ее, находить, видеть. Жанровая, репортажная фотография, съемка животных требуют очень тонкого композиционного чувства; чем более оно развито, тем удачливей фотограф. Правильная композиция в пейзаже, портретной съемке и других фотожанрах – это, чаще всего, сочетание удачи, внимательности и изобретательности. Здесь уж точно в равной степени требуются оба умения: строить и находить композицию.
Композиция может быть как «поверхностной», легко обнаружимой и поддающейся анализу (что не значит, что она
плоха), так и «глубинной». Построение многослойной, глубокой композиции требует большего умения. В полной мере
воспринять фотографию с неповерхностной композицией зачастую может только подготовленный, опытный зритель.
Чтобы научиться находить композиционные решения, следует, во-первых, смотреть больше чужих фотографий, желательно признанных мастеров и профессионалов, а во-вторых – снимать, снимать, снимать, набивать глаз и руку, развивать свое композиционное чутье.

Формат кадра
Даже когда ты снимаешь единичный объект, в композиции участвуют по крайней мере два элемента: то, что ты снимаешь, и граница кадра. Квадратный формат кадра раздумий не требует, поскольку никакого выбора нет – квадрат, он и есть квадрат (странно бы смотрелся человек, снимающий квадратные кадры, положив камеру на бок). Но мы, дети 35-мм формата, снимаем прямоугольные кадры. А значит, у нас есть два варианта: вертикальный и горизонтальный кадр.
Первый более воздушен, второй более приземлен. Рассуждать об этом можно долго, но лучше перейти к конкретике.

Несколько примеров правильного применения горизонтального и вертикального форматов
Крупноплановый портрет (взгляд в камеру или немного в сторону) традиционно вертикален, что логично. Выбор этого
формата позволяет максимально заполнить кадр. Такой снимок нединамичен и замкнут, но это и необходимо. Но как только человек поворачивает голову и смотрит куда-то не в объектив, кадр стоит повернуть… или не повернуть – это зависит от направления взгляда: человек смотрит вверх или вниз – не надо ничего поворачивать, вправо или влево – изменение формата просто напрашивается. Иначе тесно – взгляд человека утыкается в рамку. Второе правило не менее важно – лучше оставлять больше свободного места в направлении взгляда, а не наоборот.
С пейзажем все менее однозначно.
Коротко, суть проблемы в том, что может быть два подхода: в одном случае свободное пространство само по себе является активным участником композиции, в другом же – композиция более замкнута, и пространство, скорее, мешает.
Например, снимая одинокое дерево, можно включать в кадр только его (пример второго подхода; тут лучше подойдет
вертикальный кадр), но в этом случае разговор может идти о ветках и листьях, силуэте растения и эмоциях, которые их
взаимодействие вызывает, но никак не об одиночестве.
То, что дерево одиноко, можно показать, если следовать по первому пути.
Для этого нужно снимать горизонтально и оставлять пустое пространство, которое будет контрастом подчеркивать древесное одиночество.
Пользуясь этими двумя примерами, можно порассуждать и обо всех остальных жанрах, от репортажа до
макросъемки. Предлагаю тебе подумать, сделать это самостоятельно и прислать свои варианты на editor@bestdigicams.ru.

Кадрирование
Кадрирование – в последнее время штука модная, и, на мой взгляд, принадлежит к тому же классу издевательств над самой идеей фотографии, что и бездумное применение фотошоп-фильтров и занятие так называемой «беспредметной» фотографией (а особенно, придумывание к подобным фотоснимкам цветистых названий).
По сути, то, и другое, и третье является попыткой исправить сделанные во время съемки (и, чаще всего, непоправимые) ошибки: неверно выбранный ракурс и фокусное расстояние, полное отсутствие в фотоснимке сюжета и смысла. Пытаясь «улучшить» фотографию, добавить ей смысл хоть таким образом, ты только яснее показываешь, что на самом деле показать-то тебе нечего, но очень хочется.
Стоит заметить, что я не являюсь категорическим противником кадрирования (как не против я и «настоящих» беспредметных снимков, более того, мне они очень нравятся), вот только, мне кажется, единственный момент, когда фотографию можно кадрировать – это момент съемки.
Если ты хочешь снять квадратную фотографию, то и строить ее композицию нужно в квадрат, чтобы не раздумывать после съемки над принципиально прямоугольным кадром: «А не обрезать ли мне его до квадрата?» То есть, снимать нужно, уже предполагая, что фотография будет резаться, а не наоборот.
Особенно беспомощно, на мой взгляд, выглядят фотографии различных нестандартных форматов, которые получаются
как раз при попытках поправить непоправимое.
Впрочем, здесь, как и всегда, бывают исключения. Встречаются (редко) фотографии, которые можно и нужно кадрировать. Еще раз – редко. А встречаются (наоборот, часто) те, формат которых просто не может быть стандартным – панорамы, например.