Научно-методические основы оптимизации внутреннего финансового контроля Федеральной программы развития образования



В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” /1/  Федеральная целевая программа развития образования (ФПРО) является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и утверждена Федеральным законом Российской Федерации 10.04.2000 № 51-ФЗ /2/ со сроком реализации 2000-2005 годы.

Главная цель Федеральной целевой программы развития образования - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности в качестве одного из факторов социально-экономического прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Механизм реализации ФПРО предусматривает ежегодное формирование следующих рабочих документов:

1. Перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы;

2. Координационного плана совместных действий Минобразования России с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, учреждениями образования осуществляют совместно с Минобразованием России следующие формы участия в реализации ФПРО:

1. В качестве экспериментальной площадки.

2. Исполнителя научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР).

3. На основе координационного плана совместных действий Минобразования России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Реализация проектов в рамках статьи “капитальные вложения”.

5. Иные формы договорных отношений.

В частности, участие на основе координационного плана совместных действий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Минобразованием России предусматривает нескольких приоритетных направлений ФПРО и составляется индивидуально с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе их заявки. Условиями создания планов являются:

1. Наличие в региональной программе развития образования целей или мероприятий, решение которых возможно в рамках координационного плана.

2. Софинансирование заявляемых работ в соотношении не меньшем, чем 70% федерального бюджета 30% региональные (местные) бюджеты, при отборе проектов приоритет получат работы с меньшей нагрузкой на федеральный бюджет.

3. Ориентация на решение крупных комплексных проектов, охватывающих не менее трех приоритетных направлений ФПРО.

Условия и порядок получения средств по статье “капитальные вложения” оговаривается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в конкретных договорах с Управлением развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений Минобразования России.

Участие в иных формах договорных отношений реализуется по инициативе Минобразования России в рамках реализации проектов федерального значения. В рамках ФПРО не финансируются отдельные мероприятия, оборудование и оснащение учреждений образования в том случае, если они не являются частью более крупного содержательного проекта.

Основу приоритетных направлений реализации ФПРО составляет Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) (раздел “Политика в сфере образования”), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 №910.

На основе указанной программы и раздела III ФПРО /2/ Минобразования России формирует приоритетные направления развития образования на последующий год /4/.

Кроме этого, до 20 % средств ФПРО выделяется на реализацию в регионах проектов в рамках реализации координационных планов совместных действий между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует учитывать, что необходимость устойчивого роста и наиболее эффективного использования потенциала в системе российского образования в начале XXI века требует все более адекватного акцентирования внимания на расстановке соответствующих приоритетов с учетом специфики различных территорий, категорий населения, сегментов рынка, отраслевого фактора и пр. При определении целей и приоритетных путей развития образовательной сферы используются методы стратегического менеджмента, базирующиеся на применении методов некоммерческого маркетинга, включая организацию мониторинга реализации целевых программ, выяснение состава их требований к результатам мониторинга.

Однако, для повышения эффективности и целенаправленности образовательной деятельности, например, в передовых странах Европы, Америки и Азии, вступивших в стадию постиндустриального развития и строящих информационное общество, само понятие приоритетов науки и образования в нашем, российском, смысле не употребляется. В системе глобальных рыночных отношений государства оказывают поддержку с точки зрения финансовой подпитки, контроля и законодательного обеспечения, определения налоговых льгот и преференций не столько установленным формальным образом приоритетам, фиксируемым в целевых программах, сколько конкретным проектам, получившим поддержку и признание со стороны потребностей общества. Это, по их мнению, повышает конкурентоспособность продукции, целенаправленность научно-образовательных исследований, востребованность в выпускниках высшей и профессиональной школы. Как правило, такие проекты формируются на основе методов стратегического менеджмента и служат мощной основой планирования образовательной и научной деятельности.

Разработанные проекты в мировой практике проходят тщательный отбор на основе соответствующей методологии выбора и оценки научных достижений и технологических решений. Отбор этих проектов в системе государственных ведомств, оказывающих поддержку научно-образовательным исследованиям и собственно процессам образования, может опираться на зафиксированный список приоритетов, но это скорее исключение из общего правила, заключающееся в том, что единых “обязательных” общенациональных списков приоритетов нет, есть приоритеты в деятельности определенных ведомств, которые реализуются в том числе и в научно-исследовательских программах, программах обучения. Таким образом, приоритетами государственной научно-технической политики становятся стратегические цели развития соответствующих направлений образовательной деятельности. Далее эти цели уточняются в конкретных программах и проектах.

Выбор образовательных приоритетов определяются в первую очередь общими потребностями и целями государственного развития, которые должны быть сформулированы в соответствующих документах на разных уровнях государственной власти - от президентского до регионального, от макроэкономического до узкоотраслевого.

Вместе с тем приоритетный аспект в развитии научных исследованиях определяется с учетом требования адаптивности научных исследований к изменяющимся потребностям общества и практики. При этом специфика широты исследований диктует необходимость гармонизации прагматического, временного и фундаментального факторов, а также постоянного совершенствования. Для этой гармонизации используются методы управления качеством, в которых особое место отводится всеобъемлющему управленческому учету, включая финансовый контроль. Российская действительность накладывает на используемый зарубежный опыт свою специфику на реализацию проектно-целевого подхода.

В 2003 году научными сотрудниками Института общего образования Министерства образования Российской Федерации совместно с коллегами из Военной академии РВСН им. Петра Великого и Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации была выполнена работа в рамках проекта “Разработка научно-методических основ оптимизации внутреннего финансового контроля Федеральной программы развития образования” по научной программе Федеральная программа развития образования в 2003 году.

Целью работы являлась разработка методологии проектирования, оценки эффективности и внутреннего финансового контроля реализации целевых программ развития системы государственного образования.

В рамках научно-исследовательской работы проведен анализ механизма реализации Федеральной программы развития образования, в том числе: определены цели и задачи системы внутреннего финансового контроля Федеральной программы развития образования; проведен анализ ситуации, моделирование возможных управленческих решений; подготовлена аналитическая записка, предложения по реализации внутреннего финансового контроля ФПРО; проведен анализ правовых основ реализации ФПРО; проведен анализ порядка финансирования мероприятий ФПРО; описаны проблемы финансового контроля реализации мероприятий ФПРО, основные принципы внутреннего финансового контроля и организация системы внутреннего финансового контроля ФПРО.

В ходе выполненных работ были получены следующие результаты:

Разработаны основные концептуальные подходы к формированию системы требований к обеспечению финансового мониторинга ФПРО.

Разработана технология мониторинговых процедур, определены подходы к формированию системы показателей, выделены основные функциональные спецификации системы мониторинга.

Определена программа валидации системы финансового мониторинга ФПРО. Важно отметить, что разрабатываемая система мониторинга финансового контроля ФПРО позволит более эффективно интегрировать и контролировать финансовые потоки с целью оптимизации затрат на программы ФПРО, что должно привести к повышению эффективности самих программ ФПРО в цепочке “Федеральный центр – регионы – муниципальные образования”.

Разработана методология и практические механизмы реализации.

Разработан проект положения о внутреннем финансовом контроле.

Полученные в НИР результаты позволили сделать следующий вывод.

В качестве первоочередных задач развития системы информационной поддержки финансового контроля за ходом реализации ФПРО следует выделить:

▪ проведение информационного обследования деятельности подразделений Минобразования России, учреждений отрасли, иных участников образовательного процесса, являющихся субъектами и объектами мониторинга, с целью уточнения потоков информации, информационных потребностей, состава необходимых информационных услуг, форм документов и особенностей технологии документооборота и т.п.

▪ разработку на основе проведенного информационного обследования общих технических требований и облика (концепции) системы мониторинга;

▪ разработку ряда концептуальных нормативных документов, устанавливающих принципы и порядок реализации проектов развития системы мониторинга, в первую очередь, Концепции и Программы развития системы мониторинга реализации мероприятий ФПРО.

Безусловно, средствами решения поставленных задач должно быть проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализация пилотного проекта системы мониторинга.

Результаты работы по проекту являются научно-практическим обоснованием и исходными данными для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию системы информационного обеспечения внутреннего финансового мониторинга реализации ФПРО.

Литература:

1.Закон Российской Федерации “Об образовании” // Вестник образования. – 1992. - № 11. – с. 2-59.

2.Федеральный закон “Об утверждении Федеральной программы развития образования” № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 г.

3.Постановление Правительства РФ № 1037 от 30.12.2000 г. “Об организации выполнения Федеральной программы развития образования”.

4. Приказ Минобразования России № 3918 от 3.12.2001 г. “О формировании Федеральной программы развития образования на 2002 год”.