ПЕТЕЛЬКА ЗА ПЕТЕЛЬКОЙ



Зная особенности различных элементов структуры трикотажа, можно спроектировать не только внешний вид, но и различные свойства трикотажного полотна.

Как создается полотно

Современные трикотажные полотна отличаются большим разнообразием. Подчас они представляют собой замысловатые структуры, напоминающие то сплетен­ные лианы или водоросли, то сложную вязь, похожую на хитро­сплетения кельтских орнаментов. Они могут быть мягкими и тонкими, как старинные кружева или упру­гими и жесткими, как средневековые кольчуги. Однако, несмо­тря на внешнюю непохожесть, все три­котажные полотна вырабатываются с использованием только трех элементов структуры: петель, набросков и протя­жек. В некоторых переплетениях могут также присутствовать отрезки нитей, которые отличаются по форме от эле­ментов структуры. Трикотажное полотно получается путем соединения элементов петельной струк­туры в определенной последовательно­сти. Тип этого соединения, то есть спо­соб взаимосвязи отдельных элементов, и определяет вид переплетения трикотажа.

Элементы структуры трикотажа

Петля — это участок изогну­той нити замкнутого контура, основной элемент в струк­туре трикотажа. По горизонтали они образуют петельные ряды, а по вер­тикали — петельные столбики. Форма петель (более округлая или более жест­кая) зависит от упругих свойств пряжи или нитей, а также от вида переплете­ния. Петли могут быть открытые (как у кулирной глади) или закрытые. Последние более характерны для три­котажа основовязаных переплетений. В трикотаже различных переплетений, выработанном из одинаковой пряжи, петли отличаются по форме и размерам. Они также могут
отличаться по разме­ру даже в пределах одного переплете­ния. Например, в жаккардовом трико­таже петли могут быть разной высоты, в прессовом трикотаже могут вытягиваться в процессе вязания из­за перетяжки нитей из соседних петель в прессовую петлю.
Набросок — незамкнутый снизу отре­зок нити («непровязанная петля»). Этот элемент структуры характерен для три­котажа ажурных и прессовых переплете­ний. В ажурном трикотаже при переносе петель образуются отверстия, расположенные по рисунку. Набросок может образовываться на месте одной петли или двух. Ажурные отверстия делают полотно более тон­ким, прозрачным и легким. В прессовом трикотаже наброски образу­ются путем набора непровязанных петель на одной игле. Набросок может быть один или более. Прессовые петли с набросками стягивают трикотаж, делают его более рыхлым, объемным и растяжимым. Форма наброска, как и петли, зависит от свойств пряжи или нитей, а также от вида переплетения.
Протяжки — это отрезки нитей, соеди­няющие отдельные петли между собой. Они могут соединять между собой сосед­ние петли или петли, отстоящие друг от друга на один или несколько петельных столбиков, т.е. могут быть довольно длинными. Например, в трикотаже жак­кардового переплетения при­сутствуют протяжки различной длины.
Наличие длинных протяжек делает три­котаж менее растяжимым и несколько увеличивает его толщину.

Рисунчатые переплетения

Рисунчатые переплетения создают различные внешние эффекты на трикотажном полотне. Их можно условно разделить на несколько групп:
• полотна разреженных структур;
• полотна объемных структур;
• полотна с рисунком из петель различ­ного цвета или вида;
• двухслойные полотна.
К переплетениям, образующим полотна разреженных структур, можно отнести ажурные, неполные и неравномерные. Рисунчатый эффект в этом случае образу­ется за счет образования ажурных отвер­стий, «дорожек» из спущенных петель или вследствие увеличения разме­ра отдельных петель. Для такого трикота­жа характерен малый расход сырья, они тонкие, легкие и прозрачные.
Полотна объемных структур получают на базе прессовых и рельеф­ных переплетений. К последним отно­сят разнообразные «косы», «жгуты» и другие подобные фактуры, пришедшие из ручного вязания. Для таких переплетений характерны пере­крещивающиеся петли, группы петель, а иногда и целые участки трикотажного полотна, что ведет к увеличению толщи­ны трикотажа. Трикотажные изделия, связанные таким образом, получаются объемные, теплые, немного тяжелые.
Трикотаж с узором из петель разного цвета получают, используя жаккардовые пере­плетения, а также переплете­ния с интарсией. Как правило, жаккардовые переплетения используют для получения мелкоузорчатых эффек­тов. Трикотажем с интарсией называется кулирный трикотаж, участки узора кото­рого образованы из различных по виду или цвету нитей, соединенных встык, как в ручном вязании. Это переплетение используют, если необходимо получить изделие с рисунком, состоящим из боль­ших участков разного цвета.
К двухслойным переплетениям можно отнести платированные, плюшевые и футерованные. Их особенность в том, что на лицевой и изнаночной сторонах трикотажа располагаются нити раз­личного вида. При этом фактура лица и изнанки зависит от вида переплете­ния. Например, если платированное переплетение на базе глади вяжется с использованием двух нитей различного цвета, то лицо и изнанка полотна будут аналогичны лицу и изнанке глади, но будут отличаться по цвету.
Трикотажные полотна плюшевых и футе­рованных переплетений с одной стороны гладкие, а с другой имеют ворс из уве­личенных протяжек или футерные нити. Эти переплетения интересны тем, что благодаря их свойствам можно получать трикотажные изделия, у которых лицо и изнанка будут из пряжи или нитей раз­личного цвета, вида и состава сырья, а. следовательно, внешний вид и характе­ристики лицевой и изнаночной сторон будут различны.

Комбинированные переплетения

Рисунчатые переплетения обра­зуются, как правило, за счет применения какого­либо одно­го приема комбинирования элемен­тов структуры трикотажа.

Если же при выработке полотна применяются два или более разных приемов, такие переплетения относят уже к комбинированным. Их получают путем сочетания рядов, столбиков или участков, свя­занных главными, производными или рисунчатыми переплетениями в раз­личных комбинациях. Число вариантов очень велико, особенно если в одном полотне сочетаются признаки несколь­ких переплетений. Комбинированные переплетения предоставляют огромные возможности для создания различных узорных эффектов, и фантазия дизай­нера, проектирующего трикотажные полотна и изделия, может быть ограни­чена только техническими характери­стиками вязальных машин.